Во второй день фестиваля «Сотоварищи» тарчане увидят сразу два спектакля по мотивам романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского. О постановке Омского ТЮЗа мы уже рассказывали, а сегодня представляем работу «Достоевский. Игра в…», который привезёт в Тару Челябинский Камерный театр.
Режиссёр спектакля «Достоевский. Игра в….» Олег Хапов в интервью «Тара 360» отметил, что спектакль родился из его другой инсценировки по роману «Преступление и наказание».
«Он назывался «Вглядываясь с бездну». И главной сюжетной линией были — взаимоотношения Раскольникова с образом старухи и Елизаветы, которых он убил. Мы исследовали, что происходит с человеком после того, как он разрушает вселенную другого человека, убивая его. Мне показалось очень важно сегодня говорить о том, кто такой Раскольников. Некоторые считают его неадекватным, что ему нужны психиатры. И в этом тоже часть истины есть. И, тем не менее, кем бы сегодня был Раскольников? Человек, остро чувствующий время и пытающийся как-то повлиять на него. Оголенный нерв эпохи. У меня возникло ощущение, что если бы Раскольников жил сегодня, он вполне мог быть рэпером. И отсюда возникла идея перенести историю, рассказать её как будто бы глазами, ушами Раскольникова-рэпера. Но «в стиле р…» это не в силе рэп, потому что театр не может в чистом понимании претендовать на рэп-исполнение как на музыкальный жанр. А вот «стиль Раскольников…» — это такое категоричное, максималистское восприятие действительности и радикальные попытки, радикальные способы изменить эту действительность. Тварь я дрожащая или право имею убивать. Как говорит Соня: «Это убивать-то право имеете?» Это центральный момент процесса, происходящего с Раскольниковым. Важный момент осознания цены изменений. Как произвести изменения, даже если ты их считаешь правильными, без крови, без жертв. Стоит ли оно того? Иногда изменения точно стоят ТВОЕЙ «крови». Если ты хочешь измениться, тебе нужно прежде «уничтожить» себя прежнего и родить какого-то другого себя. Мы исследовали даже не сам момент принятия решения, что я должен сделать – убить эту старуху и сам факт убийства, а что после. Что происходит с миром человека, который позволил себе уничтожить другой мир. Именно это исследуется в такой достаточно жёсткой музыкальной форме. И образ старухи мы передаем через контрабас, музыкальный инструмент, призванный создавать гармонию. А человек разрушает ее… Я благодарен судьбе, что соединила меня в этой работе с поэтом Янисом Грантсом, тонко чувствующим и Достоевского и затею представить Раскольникова рэпером. Сначала была попытка договориться с реальным рэпером, но потом стало понятно, что с точки зрения театрального процесса это будет не то, это будет концерт, состоящий из номеров, а нам нужно было всё-таки соединить. И я очень доволен работой Яниса, потому что, как мне кажется, он смог соединить несоединимое: Достоевского и сегодняшнее звучание этого ритма – биение сердца Раскольникова, если бы это произошло именно сегодня. Понятно, что это моя иллюзия, но мне кажется, мы приблизились к этому», — отметил Олег Храпов.
По словам режиссёра, ожидания от фестиваля всегда самые позитивные.
«Фестиваль – это встреча с людьми, которые, надеюсь, не просто служат театру, но и пытаются проторить новые дорожки, тропинки в нашей достаточно заасфальтированной действительности. Попытка поискать новый язык как театральный, так и художественный, посмотреть на других, себя показать, услышать мнения. Это тоже очень важно – получить обратную связь как профессиональную, так и зрительскую. Мы же живём в своём пузыре, в своём котле варимся. И важно добавлять в этот котёл какие-то другие ингредиенты. И «Сотоварищи» — хорошее название, и город нам понравился. Наш театр был уже на фестивале со спектаклем «Москва-Петушки». Поэтому ожидания только самые замечательные. И мы, кстати, проводим свой фестиваль «Камерата» ровно с такими же целями – познакомить челябинскую театральную общественность да и самим познакомиться с тем новым, ищущим, экспериментальным иногда, а иногда и классическим что на театре есть. Так что ждём с нетерпением встречи!», — рассказал Олег Храпов.
Да, челябинцы уже бывали на «Сотоварищах» – в 2019 году постановка «Москва-Петушки» завоевала диплом в номинации «Лучший спектакль» и была отмечена отдельной наградой от Ассоциации театральных критиков.
Ранее «Тара 360» представило спектакли, которые привезут в наш город Омский ТЮЗ (ссылка на материал), «Пятый театр» (ссылка на материал), Тобольский драматический театр им.П.П. Ершова (ссылка на материал), Курганский театр драмы (ссылка на материал), Альметьевский татарский государственный драматический театр (ссылка на материал).
Подготовил Андрей Курников, фото Челябинского Камерного театра
Челябинский Камерный театр ведёт свою историю с 1989 года, а с 1992-го он проводит Международный фестиваль «Камерата».