В Таре два десятка Линий. Наверно их могло быть и больше, но «помешала» Объездная дорога. Хотя, возможно, если город шагнёт за неё, то количество этих номерных улиц может и увеличиться. Почему улицы называются именно «Линиями» и причём тут Петр Первый? – читайте в новом выпуске нашего цикла, посвящённого названиям тарских улиц.
Улицами-линиями (как и многим другим) российские города обязаны Петру Первому, который пожелал на Васильевском острове в Санкт-Петербурге прорыть каналы вместо улиц. Будущий император захотел сделать это место похожим на Венецию или Амстердам. Так, набережные продольных каналов и получили название «перспективы», а поперечных – «линии», где каждая имела свой порядковый номер.
Но довести начатое до конца не получилось, и амбициозный план пришлось свернуть. Историки считают, что на это повлияли постоянные наводнения в Санкт-Петербурге, а также то, что каналы быстро начали цвести. В итоге каналы засыпали, а названия остались, чтобы затем, спустя годы, «аукнуться» в других городах страны.
В годы Гражданской войны идея с упорядочиванием названием улиц всплыла в Омске. Оказавшийся здесь бывший главный архитектор Нижнего Новгорода и Самары Дмитрий Вернер предлагает городским властям упорядочить обозначение улиц, взяв за образец США или систему, принятую во Франции и Германии.
«Америка и многие английские города применяют наиболее удобный, но, я сказал бы, наиболее сухой, деловой способ: главные проспекты носят названия, напоминающие или дающие понятия о занятиях и образе жизни части города, в которой они пролегают, а все второстепенные улицы нумеруются, — писал Вернер в одной из докладных записок. — Подобный способ применен у нас в Петрограде на Васильевском острове. Прямо противоположный способ, применяемый более всего во Франции и Германии, — наименование отдельных районов города историческими именами, и такие же наименования для улиц и площадей. Способ, который нельзя не признать более красивым и живописным и вполне логичным для коренных жителей города, но который имеет неудобство для мало знакомых с городом или частью его, т.к. не дает возможности по названию судить о разыскиваемых местах».
По мнению архитектора, способ случайных наименований (применяемый в Омске и во всей стране) «некрасив, неудобен и сильно затрудняет нахождение адресата».
«… улицы в память писателей переплетаются с улицами, названными по имени какого-нибудь грозного губернатора или полицмейстера, здесь же рядом случайные, совершенно бессмысленные наименования и, наконец, как результат полной бедности фантазии крестного отца города, целый список имен всех соседних городов. Я не предрешаю вопроса, какая система должна быть принята в Омске: историческая, чисто деловая, смешанная, или будут найдены еще лучшие способы, но думаю, что вопросом этим следовало бы заняться теперь же, избрать систему и придерживаться её на будущее время», — продолжает Вернер.
Идеи архитектора новая – советская – власть берёт на вооружение и в 1920 году практически все центральные улицы Омска меняют названия. Хотя при этом каким-то чудом своё историческое название сохраняет улица Тарская, о которой мы рассказали в одном из прошлых выпусков. В итоге от центра в сторону севера появляются улицы Северные, а в сторону востока – Линии. Пройдет совсем немного времени, и этот пример возьмёт на вооружение и тарская власть – в городе появятся 1-я, 2-я и последующие Линии, а в течение XX века ещё номерные улицы Рабочие, Новые, Северные, Прииртышные, Сосновые и другие. Процесс не остановится даже в годы, близкие нам – на пристани возникнут Песчаные, а в поселке Аэропорт Западные улицы.
Об истории застройки тарских Линий мы обязательно расскажем в одном из следующих выпусков нашего цикла «Тарские улицы», а пока отметим: улицы-линии существуют в нескольких российских городах. Помимо Санкт-Петербурга и Омска, это и такие мегаполисы как Новосибирск и Краснодар, и небольшие города Маркс (Саратовская область), Златоуст (Челябинская область) и Кольчугино (Владимирская область).
Подготовил Андрей Курников, ранее материал выходил в соцсетях «Тара 360»