На днях стало известно, что «Омскоблавтотранс» выставил на продажу акции ОАО «Тарское АТП» общей стоимостью около 4,9 млн рублей. Что этому предшествовало, и откуда у нового председателя совета директоров предприятия судимость, — в обзоре «Тара 360».
В конце прошлого года «Тарское АТП» привлекало внимание к себе дважды. Сначала это было связано с увеличением стоимости проезда – районный Совет депутатов принял такое решение после обращения директора Анатолия Алтынковича, а во второй раз в связи с избранием в ноябре нового председателя совета директоров предприятия, которое прошло для общественности практически незаметно. Ну, назначили и назначили кого-то там. Однако есть нюанс – председателем совета директоров стал бывший заместитель областного министра транспорта Роман Миниуллин, который двумя годами ранее был осужден за превышение должностных полномочий.
Остановимся на этой истории чуть подробнее. Уголовное дело было возбуждено в марте 2022 года УФСБ по Омской области.
Как выяснилось, в июле 2021 года минстрой выявил нарушения условий госконтракта со стороны автоперевозчика, что влекло за собой применение штрафных санкций. Но Минуллин, выходя за пределы своих полномочий, создал условия по снижению штрафных санкций в отношении автоперевозчика.
«В суде установлено, что в апреле 2021 года между министерством и АО «Одесское АТП» был заключён государственный контракт на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «Омск – Оконешниково». Согласно параметрам маршрута, транспортные средства должны были следовать через Ленинградский мост в Омске. Вместе с тем, в министерство поступили обращения граждан об изменении маршрута перевозчиком без уведомления заказчика, в результате чего маршрут пролегал по мосту им. 60-летия Победы в Омске. По условиям госконтракта за изменение маршрута без уведомления заказчика предусмотрены штрафные санкции, которые с учетом количества выявленных перевозок составили 3,47 млн рублей. Вместо этого фигурант уголовного дела дал указание подчинённому ему сотруднику о применении к перевозчику штрафных санкций в размере 5 тыс. рублей», — рассказывало про ход дела областная прокуратура.
В итоге суд назначил Миниуллину год лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год… и сразу после окончания всех «сроков» он получил должность председателя совета директоров «Тарского АТП». А теперь, не прошло и двух месяцев, часть акций автопредприятия выставлена на продажу.
Напомним, что «Омскоблавтотранс» стал собственником контрольного пакета акций «Тарского АТП» в 2014 году, выкупив его у бывшего генерального директора Анатолия Кучера.
Тогда областная компания сообщала: включение «Тарского АТП» в сеть подразделений позволило полностью замкнуть цепочку маршрутных северных сообщений: Большие Уки, Седельниково, Знаменка, Тевриз, Усть-Ишим и Тара. Ещё обещали открыть единый центр технического обслуживания, но по итогам первого года ситуация оказалась просто аховой – упала и выручка, и пассажирооборот, а в АТП сменилось сразу три генеральных директора… Уже в конце 2015 года «Омскоблавтотранс» пытался избавиться от контрольного пакета акций АТП, но желающих вложиться в предприятие тогда не нашлось.
Какова ситуация на предприятии теперь? Согласно открытым данным, прибыль предприятия за 2023 год составила 44 млн рублей (за 2024 год информации пока нет). Это было 14-е место в Омской области, а среди районов больше доходы показало лишь ООО «Большеречьеавтотранс». В 2023-м АТП являлось поставщиком в 125 государственных контрактах на сумму 93,7 млн рублей и выступала заказчиком в 18 госконтрактах на сумму свыше 48 млн рублей. Цифры вроде бы весомые, но почему тогда «Омскоблавтотранс» решил продать часть акций тарского «актива»?
Возможно, причина проста – крупнейшее автопредприятие области хочет заработать и за счёт этих 4,9 млн рублей поправить своё финансовое состояние прямо сейчас. Летом прошлого года работники «Омскоблавтотранса» публиковали письма, в которых рассказывали о плачевном состоянии компании и требовали уволить руководство. Не забудем и про новенькие автобусы, появившиеся на областных трассах в последние пару лет за счёт субсидий от федерального центра, региона и даже средств «Газпрома». Рано или поздно за них придётся расплачиваться.