Для Софии Федоровской продолжающийся театральный сезон уже третий в Северной драме, где за это время сыграно несколько ярких ролей. Мы расспросили актрису о самых сложных и любимых ролях, нашем городе и о том, что помогает «отключаться» от сцены.
— София, как вы решили связать свою жизнь с театром и профессией актрисы?
— Мечтала этим с детства, хотя много чем занималась: туризмом, легкой атлетикой, ходила в художественную школу и в музыкальную — на аккордеон и баян, но потом бросила. Не знаю, почему бросила, потому что сейчас мне бы это очень сильно пригодилось. Недавно мы ставили спектакль по рассказам Шукшина, и моя героиня там играет на гармошке. Если бы я это умела, то не пришлось бы сидеть и учить партию.
А когда мне было 11 лет, я пошла в театральную студию «Гистрион» в моём родном городе Бердск. Моим учителем стала Наталья Николаевна Солодухина, которая увидела, что у девочки есть задатки. Мне давали роли, я с ними справлялась и мне это всё больше нравилось. После окончания школы решила подавать документы в Новосибирский театральный институт, начала даже готовиться, но… вышла замуж и уехала в Омск. Но мечта никуда не делась, и я пошла учиться в Омский государственный университет, на факультет культуры и искусств – и это были невероятные четыре года! Я с каждым днём понимала, что без этого просто не могу жить и потихоньку шла к цели. Хотелось работать в театре, быть именно театральной актрисой и, пройдя прослушивание в Омский ТЮЗ, я осталась там.
Именно там я познала, что такое театр, что такое театральная этика и как нужно жить в театре. В театре ведь самые разные ситуации случаются… Понятно, что они везде бывают – и на заводах и в офисах, но скопление творческих людей в одном месте, это ведь всегда непросто. Нужно всегда доказывать, что ты достоин и что ты можешь. Когда я пришла в Северную драму, то прекрасно понимала: мне своё место под солнцем нужно завоевать.
— Вы служили в омском ТЮЗе 7 лет, сыграв множество разноплановых ролей. Есть среди них те, по которым скучаете?
— Да, в ТЮЗе у меня было много хороших ролей. Не всегда главных, но в интересных и ярких проектах. Есть много ролей, по которым я скучаю. Спектакль «Дневник Евы» по Марку Твену, который мы играли вдвоём с Михаилом Квезерели. Безусловно, «Дорогая Елена Сергеевна» — моя последняя роль в ТЮЗе. Хороший был проект. Очень мне нравился «Онегин». Там у меня была не главная роль, но я очень любила его. А сколько было сыграно детских спектаклей…
ТЮЗ для меня это первый театр, поэтому я всегда его буду любить, вспоминать и скучать.
— Пожалуй, впервые тарский зритель познакомился с вами как раз благодаря спектаклю «Дорогая Елена Сергеевна», который завоевал Приз зрительских симпатий на фестивале «Сотоварищи» в 2022 году. И вскоре после фестиваля вы стали служить в Северной драме…
— Вообще с Северной драмой я познакомилась, когда в 2021 году была лаборатория «Своя территория». От ТЮЗа в Тару послали меня и Галину Ксеневич. Питерский режиссер Макс Соколов сделал с нами и другими артистами эскиз, который назывался «Сникерс» — и мы взяли с ним приз как лучший актерский ансамбль.
Потом был фестиваль «Сотоварищи», на который я приезжала, зная, что в декабре у меня заканчивался контракт в ТЮЗе… А вскоре уже стала актрисой Северного драматического театра – и сейчас могу сказать: слава Богу, что так случилось. Это, безусловно, новый этап для и спасибо Константину Викторовичу, что он мне доверился, дав сложные работы – роли в спектаклях «Варшавская мелодия» и «Пленник морей».
— А что было самым сложным для вас в тот момент?
— Самое сложное это «вводы», которые, наверно, каждый артист не любит. Это когда тебя срочно вводят и нужно параллельно учить несколько текстов для разных спектаклей.
И, конечно, проверкой стал новый коллектив. Но меня всегда мастер учил: всё нужно доказывать работой. Своё место в труппе нужно завоевать. В Таре ведь труппа сильная, нужно быть под стать им и попасть в рабочий темп, что достаточно непросто. Если не будешь выкладываться, то ничего не получится. Нужно жить театром, отдаваясь этой профессии полностью.
– А какой из сыгранных спектаклей за это время вам особенно дорог?
— Тяжело было репетировать «Три сестры», параллельно с этим спектаклем мы готовили «Варшавскую мелодию». Это две сложнейшие для меня работы, которыми просто жила. Ирина в «Трёх сестрах» это что-то особое, а «мелодию» я каждую репетицию нащупывала, постоянно искала подход к своей героине Гелене – там ведь два акта и три разных возраста. Сложность ещё и в том, что спектакль должны «держать» всего два главных героя. Но я считаю, что у нас с Сашей Черепковым получилось рассказать эту историю.
Самая большая оценка для артиста, безусловно, это зритель. Как зритель понял эту историю, проникся ли он ей. Если увиденное и услышанное задело души, если человек после спектакля думал о ней и о своей жизни, значит, мы «попали». Могу сказать, что после «Варшавской мелодии», мне в соцсетях писали и знакомые, и незнакомые люди. Им хотелось от меня узнать, чем же закончилась эта история. Там ведь открытый финал.
— А как бы вам хотелось, чтобы она завершилась?
— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они были вместе, ведь они оба одиноки.
— Как «отключаетесь» от роли и от прожитого на сцене?
— Захожу в гримерку. Выдыхаю и начинаю отвлекаться. Люди приходят, тот же костюм и грим снимаешь. Да, бывает тяжело, когда отходишь от всего этого. Но это надо «сбросить».
— Что вас удивило в Таре на первых порах?
— Тара – удивительный город. Да, я особо её не знаю, потому что мне некогда ходить и гулять. Но город мне нравится воздухом, природой, есть в этом какое-то умиротворение и спокойствие. Нет суеты, хотя я человек городской, мне нравится суета. В Таре мне этого не хватает, хотя в центре много машин – иногда непросто перейти дорогу. А осень, а зима тут какие! Есть такие переулки, по которым идешь и будто в сказке оказался. Особенно когда сумерки. Сугробы, снег блестит… Как в мультике про Простоквашино.
— А есть то, чего не хватает?
— Кофе на вынос. «Скуратова». Я когда шла на репетицию в ТЮЗ, то не могла не взять стаканчик. Я люблю крепкое, «американо» с молоком. Чтобы терпкость была.
— Как отдыхаете от работы?
— Люблю на велосипеде кататься. Люблю читать. Могу прямо на улице сесть и читать, с кофе в руках. Люблю быть одной. Вообще есть те, кто страдает от одиночества, но иногда оно лечит. Нужно человеку быть одному, иметь своё пространство. Подумать, поразмышлять о себе. Что сделал, что не сделал. Надо с самим собой разговаривать. Одиночества я не боюсь, но, конечно, оно хорошо в меру. Так-то я человек, который любит быть в центре внимания, любит общаться. Я питаюсь от этого. Я не интроверт и не социопат, мне надо чтобы людей было много. Чтобы энергию получать и отдавать.
Но на книги остаётся мало времени. Сейчас я читаю про военную разведку и времена КГБ. Когда сезон идёт, читать-то особо некогда и иногда думаешь: «Ну надо хотя бы страниц 20 в день надо прочитывать». А то книги лежат… Благо, что из Омска до Тары три часа ехать. Можно читать, я кайфую от этого в дороге.
Беседовал Андрей Курников
Фото: София Федоровская, Северный драматический театр им. М.А. Ульянова