Главный режиссёр Северного драматического театра им. М.А. Ульянова Константин Рехтин прокомментировал для «Тара 360» попадание спектакля «Детвора. Азбука по Чехову» в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска».
«Спектакль по рассказам Антона Павловича Чехова «Детвора. Азбука по Чехову» – это шестой спектакль по произведениям классика мировой литературы. Также это второй спектакль Чехова, который попал в Лонг-лист Национального фестиваля «Золотая маска». Это пятое попадание нашего театра в Лонг-лист фестиваля. В 2017 году мы впервые попали в Лонг-лист со спектаклем «Ипполит» по трагедии древнегреческого драматурга Еврипида, после в 2018 году со спектаклем «Папин след» по пьесе Гуго Вормсбехера «Наш двор», в 2021 году в этот список попал спектакль «Враг народа» (реж. Георгий Сурков), а в 2023 году список Лонг-листа пополнил спектакль «Пленник морей» по пьесе «Три сестры» и переписке Антона Чехова и Ольги Книппер.
Говоря о спектакле «Детвора. Азбука по Чехову», стоит отметить, что это вторая редакция спектакля по Чеховским текстам. Первый спектакль, который назывался просто «Детвора» появился в нашем театре в 2012 году и был совершенно необычным для Чеховских постановок, потому что это был спектакль о детях. Как известно А.П. Чехов не писал рассказы специально для детей. Даже «Каштанка», которую читают детям – это достаточно сложный философский рассказ. Однако, он писал много рассказов о детях. В этих рассказах, как и в рассказах о взрослых, он подмечал тонкую психологию маленького и взрослеющего человека, в котором просыпается личность. Так «Детвора. Азбука по Чехову» — это азбука познания маленьким человеком мира и себя в этом мире, спектакль о рождении личности.
Конечно, потребовались большие усилия с моей стороны, как инсценировщика для адаптации текстов для детей и со стороны художницы спектакля Ольги Веревкиной, а также артистов, которым приходится играть взрослых и детей, в том числе совсем маленьких. Мне, как инсценировщику, во многом помогла книга «Рифмы матушки гусыни», популярная в начале XX века до революции в России. Важной задачей было показать сознание ребенка не зависимо от сословий, о которых Антон Павлович Чехов пишет. Ведь в рассказах есть дети из богатых семей, а есть дети кухарки и очень известный мальчик из очень-очень бедной семьи Ванька Жуков. Мне важно было показать в этом спектакле, что личность ребенка развивается независимо от социальных условий и, возможно, это развитие даст человеку возможность в будущем быть равным со всеми в обществе.
Для воплощения этих текстов мне, как режиссеру, и артистам понадобилось освоить Вахтанговские приемы игры, в которых присутствует остранение: на сцене актер не скрывает, что он артист и есть герой, которого он представляет, иногда выходя из этой роли. Я думаю, что артистам и мне как режиссеру театра имени М.А. Ульянова, великого Вахтанговца, это очень к месту, и мы органично вписались в контекст отечественного искусства.
Не буду скрывать, я очень рад, что спектакль «Детвора. Азбука по Чехову» получил такую награду, оказавшись в почетном списке Лонг-листа «Золотой маски». Стоит отметить, что в списке Лонг-листа 72 спектакля и примерно треть из этого списка – это театры кукол, а оставшееся большинство театры из столиц и крупных городов. Оттого попадание в Лонг-лист — это еще и важное признание.
До попадания в Лонг-лист у спектакля «Детвора. Азбука по Чехову» объемная театральная карта. Мы побывали на очень многих фестивалях с этим спектаклем и получили награды. В 2012 году мы стали участниками Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна» и представили спектакль «Детвора», а через год нас пригласили на фестиваль уже в качестве гостей. Это беспрецедентное явление для фестивалей, когда приглашают театр повторно. В 2024 году мы показали спектакль «Детвора. Азбука по Чехову» на Симоновской сцене театра Е. Вахтангова. Показ прошел с огромным успехом».
Фото: Международный мультимедиа центр «Евразия сегодня»; Северный драматический театр