новости тары и тарского прииртышья

Культура

Северный драматический театр и Бугурусланский государственный драматический театр имени Н.В. Гоголя (Оренбургская область) ждут обменные гастроли – учреждения стали участниками программы «Большие гастроли» и покажут свои спектакли на новых для себя площадках. Расспросили оренбуржцев о театре и репертуаре.

Директор Бугурусланского драматического театра имени Н.В. Гоголя Ирина Ледяева в интервью «Тара 360» рассказала, что репертуар для тарчан ещё уточняется, но скорее всего это будут три взрослых и один детский спектакль.

— Бугурусланский государственный драматический театр им. Н.В. Гоголя» – один из старейших, провинциальных театров России, в 2025 году откроет свой 125-й театральный сезон, — отмечает Ирина Ледяева. — История его создания тесно связана с движением за трезвый образ жизни, популяризированном в России в конце XIX-начале XX века. В 1898 году по просьбе Бугурусланского уездного попечительства о народной трезвости архитектор Хилинский представил на утверждение губернскому правлению «проект народной чайной с театром». Место под строительство было выбрано весьма удачно – в центре города, на Соборной площади (именно на этом месте, спустя 100 лет и поднялся нынешний театр). В 1899 году, к 90-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, было возведено первое здание театра, включавшего в себя чайную, библиотеку и музей, — с тех пор театр носит имя великого писателя. В 2000 году было возведено новое здание Бугурусланского театра, а в 2015 году прошла реконструкция, с введением в эксплуатацию 270 посадочных мест.

По словам Ирины Леонидовны, в репертуаре театра представлены спектакли классического репертуара, современной драматургии, музыкальные спектакли и сказки – всего более 30 постановок. В «Больших гастролях» бугурусланцы участвовали уже трижды – театр посетил города Озерск Челябинской области, Вышний Волочек Тверской области и город Мичуринск Тамбовской области.

На фото представлены спектакли«Женитьба Фигаро», «Москва-Владивосток» и «Брачный договор» из репертуара Бугурусланского драматического театра имени Н.В. Гоголя

Подготовил Андрей Курников

+2
- 0

Для Софии Федоровской продолжающийся театральный сезон уже третий в Северной драме, где за это время сыграно несколько ярких ролей. Мы расспросили актрису о самых сложных и любимых ролях, нашем городе и о том, что помогает «отключаться» от сцены.

— София, как вы решили связать свою жизнь с театром и профессией актрисы?

— Мечтала этим с детства, хотя много чем занималась: туризмом, легкой атлетикой, ходила в художественную школу и в музыкальную — на аккордеон и баян, но потом бросила. Не знаю, почему бросила, потому что сейчас мне бы это очень сильно пригодилось. Недавно мы ставили спектакль по рассказам Шукшина, и моя героиня там играет на гармошке. Если бы я это умела, то не пришлось бы сидеть и учить партию.

А когда мне было 11 лет, я пошла в театральную студию «Гистрион» в моём родном городе Бердск. Моим учителем стала Наталья Николаевна Солодухина, которая увидела, что у девочки есть задатки. Мне давали роли, я с ними справлялась и мне это всё больше нравилось. После окончания школы решила подавать документы в Новосибирский театральный институт, начала даже готовиться, но… вышла замуж и уехала в Омск. Но мечта никуда не делась, и я пошла учиться в Омский государственный университет, на факультет культуры и искусств – и это были невероятные четыре года! Я с каждым днём понимала, что без этого просто не могу жить и потихоньку шла к цели. Хотелось работать в театре, быть именно театральной актрисой и, пройдя прослушивание в Омский ТЮЗ, я осталась там.

Именно там я познала, что такое театр, что такое театральная этика и как нужно жить в театре. В театре ведь самые разные ситуации случаются… Понятно, что они везде бывают – и на заводах и в офисах, но скопление творческих людей в одном месте, это ведь всегда непросто. Нужно всегда доказывать, что ты достоин и что ты можешь. Когда я пришла в Северную драму, то прекрасно понимала: мне своё место под солнцем нужно завоевать.

София Федоровская: Своё место под солнцем нужно завоевать
Кристина Смолина, Анастасия Хитрова и София Федоровская в спектакле «Пленник морей»

Вы служили в омском ТЮЗе 7 лет, сыграв множество разноплановых ролей. Есть среди них те, по которым скучаете?

— Да, в ТЮЗе у меня было много хороших ролей. Не всегда главных, но в интересных и ярких проектах. Есть много ролей, по которым я скучаю. Спектакль «Дневник Евы» по Марку Твену, который мы играли вдвоём с Михаилом Квезерели. Безусловно, «Дорогая Елена Сергеевна» — моя последняя роль в ТЮЗе. Хороший был проект. Очень мне нравился «Онегин». Там у меня была не главная роль, но я очень любила его. А сколько было сыграно детских спектаклей…

ТЮЗ для меня это первый театр, поэтому я всегда его буду любить, вспоминать и скучать.

София Федоровская: Своё место под солнцем нужно завоевать
Василий Кулыгин и София Федоровская в спектакле «Кошмар»

Пожалуй, впервые тарский зритель познакомился с вами как раз благодаря спектаклю «Дорогая Елена Сергеевна», который завоевал Приз зрительских симпатий на фестивале «Сотоварищи» в 2022 году. И вскоре после фестиваля вы стали служить в Северной драме…

— Вообще с Северной драмой я познакомилась, когда в 2021 году была лаборатория «Своя территория». От ТЮЗа в Тару послали меня и Галину Ксеневич. Питерский режиссер Макс Соколов сделал с нами и другими артистами эскиз, который назывался «Сникерс» — и мы взяли с ним приз как лучший актерский ансамбль.

Потом был фестиваль «Сотоварищи», на который я приезжала, зная, что в декабре у меня заканчивался контракт в ТЮЗе… А вскоре уже стала актрисой Северного драматического театра – и сейчас могу сказать: слава Богу, что так случилось. Это, безусловно, новый этап для и спасибо  Константину Викторовичу, что он мне доверился, дав сложные работы – роли в спектаклях «Варшавская мелодия» и «Пленник морей».

— А что было самым сложным для вас в тот момент?

Самое сложное это «вводы», которые, наверно, каждый артист не любит. Это когда тебя срочно вводят и нужно параллельно учить несколько текстов для разных спектаклей.

И, конечно, проверкой стал новый коллектив. Но меня всегда мастер учил: всё нужно доказывать работой. Своё место в труппе нужно завоевать. В Таре ведь труппа сильная, нужно быть под стать им и попасть в рабочий темп, что достаточно непросто. Если не будешь выкладываться, то ничего не получится. Нужно жить театром, отдаваясь этой профессии полностью.

– А какой из сыгранных спектаклей за это время вам особенно дорог?

— Тяжело было репетировать «Три сестры», параллельно с этим спектаклем мы готовили «Варшавскую мелодию». Это две сложнейшие для меня работы, которыми просто жила. Ирина в «Трёх сестрах» это что-то особое, а «мелодию» я каждую репетицию нащупывала, постоянно искала подход к своей героине Гелене – там ведь два акта и три разных возраста. Сложность ещё и в том, что спектакль должны «держать» всего два главных героя. Но я считаю, что у нас с Сашей Черепковым получилось рассказать эту историю.

Самая большая оценка для артиста, безусловно, это зритель. Как зритель понял эту историю, проникся ли он ей. Если увиденное и услышанное задело души, если человек после спектакля думал о ней и о своей жизни, значит, мы «попали». Могу сказать, что после «Варшавской мелодии», мне в соцсетях писали и знакомые, и незнакомые люди. Им хотелось от меня узнать, чем же закончилась эта история. Там ведь открытый финал.

София Федоровская: Своё место под солнцем нужно завоевать
Александр Черепков и София Федоровская в спектакле «Варшавская мелодия»

— А как бы вам хотелось, чтобы она завершилась?

— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они были вместе, ведь они оба одиноки.

— Как «отключаетесь» от роли и от прожитого на сцене?

— Захожу в гримерку. Выдыхаю и начинаю отвлекаться. Люди приходят, тот же костюм и грим снимаешь. Да, бывает тяжело, когда отходишь от всего этого. Но это надо «сбросить».

София Федоровская: Своё место под солнцем нужно завоевать
Спектакль «Пленник морей»

— Что вас удивило в Таре на первых порах?

— Тара – удивительный город. Да, я особо её не знаю, потому что мне некогда ходить и гулять. Но город мне нравится воздухом, природой, есть в этом какое-то умиротворение и спокойствие. Нет суеты, хотя я человек городской, мне нравится суета. В Таре мне этого не хватает, хотя в центре много машин – иногда непросто перейти дорогу. А осень, а зима тут какие! Есть такие переулки, по которым идешь и будто в сказке оказался. Особенно когда сумерки. Сугробы, снег блестит… Как в мультике про Простоквашино.

— А есть то, чего не хватает?

— Кофе на вынос. «Скуратова». Я когда шла на репетицию в ТЮЗ, то не могла не взять стаканчик. Я люблю крепкое, «американо» с молоком. Чтобы терпкость была.

София Федоровская: Своё место под солнцем нужно завоевать
Спектакль «Пеппи Длинныйчулок»

— Как отдыхаете от работы?

— Люблю на велосипеде кататься. Люблю читать. Могу прямо на улице сесть и читать, с кофе в руках. Люблю быть одной. Вообще есть те, кто страдает от одиночества, но иногда оно лечит. Нужно человеку быть одному, иметь своё пространство. Подумать, поразмышлять о себе. Что сделал, что не сделал. Надо с самим собой разговаривать. Одиночества я не боюсь, но, конечно, оно хорошо в меру. Так-то я человек, который любит быть в центре внимания, любит общаться. Я питаюсь от этого. Я не интроверт и не социопат, мне надо чтобы людей было много. Чтобы энергию получать и отдавать.

Но на книги остаётся мало времени. Сейчас я читаю про военную разведку и времена КГБ. Когда сезон идёт, читать-то особо некогда и иногда думаешь: «Ну надо хотя бы страниц 20 в день надо прочитывать». А то книги лежат… Благо, что из Омска до Тары три часа ехать. Можно читать, я кайфую от этого в дороге.

Беседовал Андрей Курников

Фото: София Федоровская, Северный драматический театр им. М.А. Ульянова

+1
- 0

Что может объединять сельскую библиотеку, самую высокую точку Омской области, театр и 260-метровый арктический танкер? Всё достаточно просто — объединяет эти, казалось бы, разные вещи один-единственный человек, а если быть точным, память о нём.

Сегодня, 20 ноября, мы вспоминаем народного артиста СССР Михаила Ульянова, воплотившего на театральной сцене и на киноэкранах десятки запоминающихся образов — от маршала Жукова и Ричарда III до Понтия Пилата и ворошиловского стрелка — ему могло бы исполниться 97 лет. Михаил Александрович ушёл из жизни 17 лет назад, 26 марта 2007 года, а спустя полтора десятилетия Ульянов – настоящий бренд региона, который ещё продолжает складываться на наших глазах. Как это происходило, — в нашем обзоре.

«Удивительное решение»

В библиотеке посёлка Муромцево бережно хранится факсограмма, которой уже 20 лет. На ней лаконичное и трогательное письмо от Михаила Ульянова — в нём он благодарит земляков за предложение присвоить учреждению его имя.

Несмотря на расхожее мнение, Ульянов родился вовсе не в Таре, а в селе Бергамак Муромцевского района. Затем семья Ульяновых покинула те места, и артист не бывал там многие годы. Но всё изменилось в самом начале 2000-х годов.

По словам директора Муромцевской межпоселенческой библиотеки им. М. А. Ульянова Юлия Астапович, в 2001 году артист приехал на малую Родину — посетил дом, в котором родился и провёл встречи с земляками. На них он рассказывал о своей работе, жизни и отвечал на многочисленные вопросы муромчан. Очное знакомство с легендарным человеком произвело на сельчан неизгладимое впечатление.

— В то время в райцентре строилось новое здание для библиотеки. Когда оно было построено — светлое, красивое и оснащённое современным оборудованием, всем стало понятно: библиотека должна носить достойное имя, и было решено присвоить ей имя Михаила Александровича, — рассказывает Юлия Астапович.

Ульянов лично приехал на открытие библиотеки. Посетив учреждение, он тут же решил передать в дар книжному храму коллекцию альбомов об искусстве, которую собирал всю жизнь. Она стала основой будущего мемориального зала. Спустя годы там более полутора тысяч экспонатов: от личных книг и вещей артиста до афиш фильмов и грампластинок с аудиоспектаклями, в которых он принимал участие.

Так, ещё при жизни Ульянова Муромцево первым начало «работу» по увековечиванию памяти об артисте. Но спустя годы оказалось в числе отстающих. Это удивительно, учитывая успехи муромчан в развитии регионального туризма. Пять озёр, Окунево и Петропавловский винокуренный завод не дадут об этом соврать. Сегодня с именем Ульянова, скорее, ассоциируется город Тара, чем место его рождения.

Анна Статва, основатель компании Feel-travel, travel-коуч: Михаил Александрович Ульянов, безусловно, значимая для нашего региона личность, настоящий самородок. Человек, который всегда с большой любовью относился к своей малой родине, гордился тем, что он сибиряк. Считаю, что его тёплое отношение к месту и людям — самая большая ценность, которую нужно доносить, в том числе до туристов. В области есть несколько мест, связанных с именем Ульянова, но некоторые из них мало посещаемы. Я имею в виду библиотеку в посёлке Муромцево и дом в селе Бергамак, где он родился. Молодёжь практически ничего не знает о нашем земляке, некоторым даже незнакома его фамилия. Это я утверждаю на основе работы со студентами. Бывая в Муромцевском районе на полевой практике, я всегда водила их к тому самому дому в Бергамаке, палисадник у которого зарос настолько, что памятной таблички сейчас практически не видно.

От фестиваля до фонаря

За прошедшие после смерти Ульянова годы наибольших успехов в развитии бренда добилась наша Тара, являющаяся старейшим городом Сибирского федерального округа.

Ещё при жизни Михаила Александровича в городе по инициативе первого губернатора Омской области Леонида Полежаева появился Северный драматический театр, ныне носящий имя артиста. Сам Ульянов в начале пути Северной драмы скептически отнёсся к идее создания театра в 27-тысячном городе, но, тем не менее, успел встретиться с молодым коллективом в Театре им. Евг. Вахтангова.

Таре во многом повезло – у нас сохранился дом, в котором жили родители Ульянова и где он провёл юность. Улочка, проходящая практически через весь город, когда-то называлась Новой, затем носила имя в честь Троцкого и 5-й Армии… Теперь же это улица Михаила Ульянова, на которой действует Дом-музей Михаила Александровича.

Это стало возможным благодаря кропотливой работе многих неравнодушных людей и особенно благотворительного фонда «Сибирская глубинка», в правлении которого лишь три человека – экс-глава Тарского района Павел Исаев, журналист и фотограф Сергей Мальгавко и первый директор Северной драмы Татьяна Макаренко.

Как отмечал председатель правления фонда Павел Исаев, «Сибирская глубинка» была создана для решения двух основных вопросов — создания памятника Ульянову и открытия музея. И оба вопроса были успешно «закрыты».

Идея с памятником получилась по-настоящему народной благодаря объявленному сбору средств и привлечению спонсоров. Внести свою лепту мог любой, и в ноябре 2012 года памятник, автором которого стал московский скульптор Андрей Балашов, был торжественно открыт перед зданием театра. Сегодня бронзовый монумент – одна из визитных карточек города, а в Таре раз в два года проходит Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи».

Решить вопрос с домом юности Ульянова оказалось непросто – он принадлежал частным лицам. Но переговоры увенчались успехом, и всё та же «Сибирская глубинка» выкупила здание, чтобы передать его Омскому государственному историко-краеведческому музею. Там появился филиал учреждения, к открытию которого благодаря привлечению средств из регионального и федерального бюджетов было выполнено благоустройство на улице Ульянова – в «ульяновском» квартале появился асфальт, тротуары и фонари.

С 2020 года дом-музей ждал новый поворот в судьбе – его передали в оперативное управление театру, который начал использовать его как дополнительную площадку под камерные спектакли. Как отмечал бывший  директор Северного драматического театра Анджей Неупокоев, коллектив решил использовать не только сам дом-музей, но и дворовое пространство. Во время фестиваля «Сотоварищи-2022» там сыграл свою постановку молодёжный театр «Доминанта» из города Губаха Пермского края..

Анджей Неупокоев, экс-директор Северного драматического театра им. М. А. Ульянова в 2022 году отмечал: Рост и лицо театра определены тем, что главный режиссёр Константин Рехтин был непосредственно знаком с Михаилом Александровичем Ульяновым. Именно это творческое начало их взаимоотношений послужило основой для того, чтобы мы и дальше гордо несли это имя. И, соответственно, продолжали театральную жизнь в соответствии с внутренним потенциалом Михаила Александровича в творческом начале нашего театра. Этот год для нас особый — исполняется 95 лет со дня рождения Ульянова и исполняется 20 лет нашему театру. Михаил Александрович был художественным руководителем Театра им. Евг. Вахтангова и возглавлял Союз театральных деятелей России — и эти партнёры продолжают идти с нами рядом, поддерживая все наши мероприятия.

А что же Омск?

Омские турфирмы периодически предлагают поездки в Тару и Муромцево, которые содержат «ульяновский» колорит. Так, гостей «северной столицы» региона в ходе такого тура ждёт посещение дома-музея и просмотр спектакля. При этом в самом Омске ничего подобного нет.

Это удивительно, потому что путёвку в жизнь артисту дала театральная студия при Омском областном драматическом театре (ныне Омский академический театр драмы), в которой Ульянов проучился два года. По семейной легенде, в областной центр юный Миша отправился, имея при себе лишь мешок картошки и, по воспоминаниям, сам не сильно рассчитывал на успех. Но его проникновенное чтение монолога из «Мёртвых душ» комиссии понравилось. Учёбу в студии будущий мэтр пытался совмещать с обучением в школе лётчиков-истребителей, но Великая Отечественная война завершилась – и он бросил это занятие. Интересно, что несколько месяцев Ульянов проработал и диктором на радио.

Это лишь некоторые факты из богатейшей биографии Ульянова, которые могли быть использованы для «укрепления» бренда. Но пока этому что-то мешает. Да, есть памятник на улице Ленина – но никаких традиционных мероприятий в городе пока нет. При этом уже несколько лет областные власти ежегодно определяют лауреатов премии Губернатора Омской области за лучшую мужскую театральную роль – она носит имя Михаила Ульянова.

Нина Генова, доктор культурологии, заведующая кафедрой театрального искусства и социокультурных процессов ОмГУ: — Не хватает просветительской работы о Михаиле Александровиче Ульянове, я вижу в этом определённый пробел. Это ведь не просто имя. Через него, его отношение к жизни и деятельность — и как артиста, и как руководителя, и как общественного деятеля — идёт воспитание молодёжи по поводу отношения к своей стране и Родине. Это пример, на который можно равняться и которому можно подражать. Но материалов по этому поводу, к сожалению, немного. А наши бренды нужно раскручивать. Достоевский, Врубель, Ульянов… Мы очень скромные в этом отношении. Хотя это фундамент нашей культуры, который важен для будущего.

* * *

Пожалуй, в последний раз имя Ульянова на уровне региона широко обсуждалось в то время, когда шёл процесс присвоения имени омскому аэропорту. Стоит напомнить, что имена Ульянова и авиаконструктора Андрея Туполева вошли в шорт-лист, но по результатам голосования уступили генералу Дмитрию Карбышеву.

Зато — неожиданно для многих — решился вопрос с появлением в Таре историко-культурного комплекса Михаила Ульянова. Решение о его создании было принято ещё в 2018 году, но пандемия внесла свои коррективы. Министр культуры Омской области Юрий Трофимов тогда заявлял, что при поддержке федеральных властей комплекс может появиться к 100-летию со дня рождения Ульянова в 2027 году. Но ситуация разрешилась раньше – в 2023 году областные власти выкупили бывшее здание кинотеатра «Авиатор», где и расположился Центр культурного развития «Ульянов», ставшим подразделением КДЦ «Север». Бренд народного артиста продолжается складываться на наших глазах…

Подготовил Андрей Курников, фото автора, Северного драматического театра им. М.А. Ульянова и «Ульянов-центра»

Кстати Имя Михаила Ульянова также носят самая высокая точка на территории Омской области (урочище Борисовка Тарского района), арктический танкер, фирменный поезд РЖД «Санкт-Петербург – Адлер», благотворительный фонд содействия и помощи ветеранам кино и театра «Народный артист СССР». В марте 2024 года, во Всемирный день театра, в московском парке «Михайловский сад» был открыт памятник Михаилу Ульянову (его авторами стали художники Андрей Балашов, Игорь Бурганов и архитектор Юрий Менчиц).

+4
- 0

Сегодня в Таре начинается VI Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи», посвящённый памяти Михаила Ульянова и 430-летию города Тары. Что нужно знать о нём и чем он будет интересен, — в обзоре «Тара 360».

Почему фестиваль так называется?

Первый фестиваль «Сотоварищи» прошёл в в 2007 году. Как рассказывал ранее главный режиссёр Северного драматического театра им. М. А. Ульянова Константин Рехтин, когда началось обсуждение названия для нового фестиваля, то он сразу вспомнил про слово «сотоварищи».

— Это словечко, которым всегда подписывал свои письма и открытки сам Михаил Александрович Ульянов. «Сотоварищи — по искусству (а не по ремеслу)», — так он обращался к нам и при личных встречах. Ульянов очень переживал за театр, появившийся в его родной Таре. Помню, как мы приехали на один из наших первых фестивалей в Подмосковье со спектаклем «Шуточки», который Ульянов успел увидеть при жизни. И вот спектакль закончился, и мы садимся перед жюри, чтобы обсудить с ними, что удалось, а что — нет. И Михаил Александрович сел вместе с нами — так он показал, что тоже готов выслушивать всё, что скажут артистам «его» театра, — рассказывал  Рехтин.

Кто приедет?

В фестивале примут участие театры из Омска, Тобольска, Челябинска, Тюмени, Кургана, Сарапула (Удмуртия) и Альметьевска (Татарстан).

Программа фестиваля «Сотоварищи» получилась очень яркой – в неё вошли спектакли по произведениям Николая Гоголя, Федора Достоевского, Флориана Зеллера, Алексея Житковского, Ивана Тургенева, Александра Куприна, Эдмона Ростана, Льва Толстого и Василия Шукшина. Спасибо за это стоит сказать теме фестиваля 2024 года – она была заявлена как «Герои будущего времени».

А сами тарчане?

Северный драмтеатр тоже есть в афише «Сотоварищей», но в рамках внеконкурсной программы – тарчане покажут спектакли «Стёпкина любовь и другие рассказы» по произведениям Василия Шукшина и «Михаил Ульянов. Наследие» по книге артиста «Возвращаясь к самому себе».

Константин Рехтин ранее заявил: участие во внеконкурсной программе обусловлено тем, «чтобы не создавать неловкость для жюри».

Ранее Северная драма всегда участвовала в «Сотоварищах», но до прошлого фестиваля ни разу не брала приз в главной номинации – «Лучший спектакль». Но «традиция» была нарушена в 2022 году, когда награда была присуждена постановке «Наказание. Эпилог», созданной по мотивам романа «Преступление и наказание» и повести «Записки из мёртвого дома» Достоевского.

Есть ли фавориты?

«Сотоварищи» — конкурсный фестиваль, в котором есть и традиционные номинации, и специальные номинации, которые определит  жюри (его возглавил известный критик Павел Руднев).

Гран-при в разные годы брали спектакли Северского театра для детей и юношества (Томская область), Березниковского драматического театра (Пермский край) и Челябинского драматического «Камерного театра». Интересно, что челябинцы приедут в Тару и в этом году. Причём, с очень интересной постановкой. Уральцы представят публике и жюри спектакль «Достоевский. Игра в…», где Родион Раскольников – рэпер.

Ещё один фаворит фестиваля – Альметьевский татарский государственный драматический театр, который привезёт в Тару спектакль «Дөм» по пьесе «Власть тьмы» Льва Толстого. Постановка, попадавшая в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» будет идти для зрителей на татарском языке.

И, пожалуй, отметим в числе фаворитов ещё два спектакля – «МУ-МУ» от Курганского театра драмы, который выводит на первый план ту самую злодейку-помещицу, а также постановку «Сирано де Бержерак. Коллаж» от Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова. Тоболяки хорошо знакомы тарской публике – на «Сотоварищи» они приезжают в третий раз подряд и ни разу не возвращались домой с пустыми руками.

Омские театры, кстати, тоже ни разу не брали Гран-при «Сотоварищей» — и в этом году шансы высоки. На фестивале «Пятый театр» представит спектакль «Яма» по повести русского классика Александра Куприна о доме терпимости, а Омский ТЮЗ – «Преступление и наказание», ставший победителем зрительского голосования в рамках Областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» по итогам прошлого года.

Итоги фестиваля «Сотоварищи» будут подведены 23 ноября.

Подготовил Андрей Курников

+3
- 0

Рассказываем, как лакомство обрело статус «фишки» тарского фестиваля.

Завтра в Таре начнётся VI Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи», посвящённый памяти Михаила Ульянова и 430-летию нашего города. Традиционно, с самого первого фестиваля в 2007 году, гости фестиваля получают в подарок брусничные пироги, которые со временем стали гастрономическими символами не только культурного форума, но и самой Тары.

Своей популярности брусничные пироги обязаны песне.

К 400-летию Тары в 1994 году поэтесса Татьяна Бурундукова и композитор Владимир Шевелёв написали песню, в которой главная героиня угощает гостей именно этим лакомством. Композиция стала одной из визитных карточек города, а при подготовке к первым «Сотоварищам» режиссёр и педагог по сценической речи Светлана Заборовская предложила сделать брусничные пироги «фишкой» фестиваля и дарить их артистам после выступлений.

По традиции брусничные пироги для участников фестиваля «Сотоварищи» делают исключительно местные производители – за аппетитные подношения отвечает пекарский цех магазина «Радуга». Ранее хозяйка «Радуги» Снежана Бензик рассказывала «Тара360», что для фестиваля они делают как небольшие, так и внушительные пироги весом до 4-х килограммов. На один такой большой пирог уходит до 1,2 килограмма таёжной ягоды.

«Для участников фестиваля мы готовим пироги с раннего утра — пекари приступают к работе с 5-ти часов. Есть у нас и свой секрет при подготовке теста – мы добавляем туда немного молока, чтобы оно было более вкусным. На пирог делается слой конфитюра и добавляется немного сахара, потому что сама брусника имеет специфический кисловатый и горько-терпкий вкус», — рассказывала Снежана Бензик.

Подготовил Андрей Курников, фото автора и Ольги Плахиной

О спектаклях, которые будут показаны на фестивале можно почитать на нашем сайте в рубрике «Культура» — про каждый из них мы сделали отдельный материал

+3
- 0

«Тара 360» завершает серию материалов, посвященных спектаклям из афиши VI Всероссийского театрального фестиваля «Сотоварищи». Сегодня представляем вам постановку «Мама» от Сарапульского драматического театра.

Пьеса «Мама» является частью трилогии французского писателя и драматурга Флориана Зеллера «Папа. Мама. Сын» – это истории об обычной семье в не совсем обычных обстоятельствах.

«Главная героиня «Мамы» –  женщина, у которой, кажется, есть все… И нет ничего. Муж отдалился, дети выросли, и мир, который многие годы вращался вокруг домочадцев, постепенно начинает рушиться. А вместе с ним рушатся и призрачные надежды, что все ещё может стать, как прежде…», — такова аннотация спектакля.

Его режиссёром выступает художественный руководитель Сарапульского театра Александр Баркар, который знаком с Тарой и Северной драмой. В ноябре 2020 года эскиз «Море. Звёзды. Олеандр» по пьесе Марии Малухиной в режиссуре Александра стал победителем I конкурса-лаборатории современной драматургии «Своя территория» и заслужил право предстать перед зрителями на большой сцене, войдя в репертуар театра.

«Мама» это моя первая работа в Сарапульском драматическом театре и в этом спектакле нам удалось найти какую-то особенную связь с артистами, — рассказал Александр в интервью «Тара 360». — Несмотря на то, что сюжет пьесы довольно болезненный, мы наслаждались репетиционным процессом. Получился спектакль, который мы очень любим и ценим. Пьеса Зеллера непростая, в ней есть элементы абсурдизма и сюрреализма, флешбеки и флешфорварды, а главное – очень живая и трогательная история распадающейся семьи. Мы оттолкнулись от первоисточника и сочинили спектакль современный, но при этом очень чувственный о живых, сложных, и глубоко несчастных людях».

По словам художественного руководителя Сарапульского театра, от фестиваля коллектив из Удмуртии ждёт творческого общения, новых знакомств и впечатлений.

«Тара для меня лично не чужой город, я имел честь ставить в Северном драматическом театре, поэтому надеюсь увидеть знакомые лица и обнять любимых артистов. Конечно же, мы очень волнуемся и ждём оценки от строгого, но справедливого жюри», — отметил Александр Баркар.

Кстати по итогам прошлого театрального сезона артистка Татьяна Кочурова была отмечена Дипломом Союза театральных деятелей Удмуртской Республики за роль Мамы в этом спектакле.

Ранее «Тара 360» представило спектакли, которые привезут на фестиваль  «Сотоварищи» Омский ТЮЗ (ссылка на материал), «Пятый театр» (ссылка на материал), Тобольский драматический театр им.П.П. Ершова (ссылка на материал), Курганский театр драмы (ссылка на материал), Альметьевский татарский государственный драматический театр (ссылка на материал) и Челябинский Камерный театр (ссылка на материал).

Подготовил Андрей Курников, фото Сарапульского театра

Сарапульский драматический театр является первым профессиональным театром на территории Прикамского края (основан в 1911 году). А Сарапул — третий по численности населения город Удмуртии (после Ижевска и Воткинска). В нём проживает около 91 тысячи жителей.

+3
- 0

Во второй день фестиваля «Сотоварищи» тарчане увидят сразу два спектакля по мотивам романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского. О постановке Омского ТЮЗа мы уже рассказывали, а сегодня представляем работу «Достоевский. Игра в…», который привезёт в Тару Челябинский Камерный театр.

Режиссёр спектакля «Достоевский. Игра в….» Олег Хапов в интервью «Тара 360» отметил, что спектакль родился из его другой инсценировки по роману «Преступление и наказание».

«Он назывался «Вглядываясь с бездну». И главной сюжетной линией были — взаимоотношения Раскольникова с образом старухи и Елизаветы, которых он убил. Мы исследовали,  что происходит с человеком после того, как он разрушает вселенную другого человека, убивая его. Мне показалось очень важно сегодня говорить о том, кто такой Раскольников. Некоторые считают его неадекватным, что ему нужны психиатры. И в этом тоже часть истины есть. И, тем не менее, кем бы сегодня был Раскольников? Человек, остро чувствующий время и пытающийся как-то повлиять на него. Оголенный нерв эпохи. У меня возникло ощущение, что если бы Раскольников жил сегодня, он вполне мог быть рэпером. И отсюда возникла идея перенести историю, рассказать её как будто бы глазами, ушами Раскольникова-рэпера. Но «в стиле р…» это не в силе рэп, потому что театр не может в чистом понимании претендовать на рэп-исполнение как на музыкальный жанр. А вот «стиль Раскольников…» — это такое категоричное, максималистское восприятие действительности и радикальные попытки, радикальные способы изменить эту действительность. Тварь я дрожащая или право имею убивать. Как говорит Соня: «Это убивать-то право имеете?» Это центральный момент процесса, происходящего с Раскольниковым. Важный момент осознания цены изменений. Как произвести изменения, даже если ты их считаешь правильными, без крови, без жертв. Стоит ли оно того? Иногда изменения точно стоят ТВОЕЙ «крови». Если ты хочешь измениться, тебе нужно прежде «уничтожить» себя прежнего и родить какого-то другого себя. Мы исследовали даже не сам момент принятия решения, что я должен сделать – убить эту старуху и сам факт убийства, а что после. Что происходит с миром человека, который позволил себе уничтожить другой мир. Именно это исследуется в такой достаточно жёсткой музыкальной форме. И образ старухи мы передаем через контрабас, музыкальный инструмент, призванный создавать гармонию. А человек разрушает ее… Я благодарен судьбе, что соединила меня в этой работе с поэтом Янисом Грантсом, тонко чувствующим и Достоевского и затею представить Раскольникова рэпером. Сначала была попытка договориться с реальным рэпером, но потом стало понятно, что с точки зрения театрального процесса это будет не то, это будет концерт, состоящий из номеров, а нам нужно было всё-таки соединить. И я очень доволен работой Яниса, потому что, как мне кажется, он смог соединить несоединимое: Достоевского и сегодняшнее звучание этого ритма – биение сердца Раскольникова, если бы это произошло именно сегодня. Понятно, что это моя иллюзия, но мне кажется, мы приблизились к этому», — отметил Олег Храпов.

По словам режиссёра, ожидания от фестиваля всегда самые позитивные.

«Фестиваль – это встреча с людьми, которые, надеюсь, не просто служат театру, но и пытаются проторить новые дорожки, тропинки в нашей достаточно заасфальтированной действительности. Попытка поискать новый язык как театральный, так и художественный, посмотреть на других, себя показать, услышать мнения. Это тоже очень важно – получить обратную связь как профессиональную, так и зрительскую. Мы же живём в своём пузыре, в своём котле варимся. И важно добавлять в этот котёл какие-то другие ингредиенты. И «Сотоварищи» — хорошее название, и город нам понравился. Наш театр был уже на фестивале со спектаклем «Москва-Петушки». Поэтому ожидания только самые замечательные. И мы, кстати, проводим свой фестиваль «Камерата» ровно с такими же целями – познакомить челябинскую театральную общественность да и самим познакомиться с тем новым, ищущим, экспериментальным иногда, а иногда и классическим что на театре есть. Так что ждём с нетерпением встречи!», — рассказал Олег Храпов.

Да, челябинцы уже бывали на «Сотоварищах» – в 2019 году постановка «Москва-Петушки» завоевала диплом в номинации «Лучший спектакль» и была отмечена отдельной наградой от Ассоциации театральных критиков.

Ранее «Тара 360» представило спектакли, которые привезут в наш город Омский ТЮЗ (ссылка на материал), «Пятый театр» (ссылка на материал), Тобольский драматический театр им.П.П. Ершова (ссылка на материал), Курганский театр драмы (ссылка на материал), Альметьевский татарский государственный драматический театр (ссылка на материал).

Подготовил Андрей Курников, фото Челябинского Камерного театра

Челябинский Камерный театр ведёт свою историю с 1989 года, а с 1992-го он проводит Международный фестиваль «Камерата».

+4
- 1

Классик русской и мировой литературы Лев Толстой за свою жизнь создал всего несколько пьес, а самая ранняя из них – «Власть тьмы». На фестивале «Сотоварищи» Альметьевский татарский государственный драматический театр представит поставленный по ней спектакль «Дөм». Постановка будет идти для зрителей на татарском языке.

Премьера спектакля «Дөм» («Власть тьмы») состоялась в конце 2022 года. Авторами сценической адаптации выступили Екатерина Августеняк и Лиза Бондарь, которая также является режиссёром.

Лев Толстой написал «Власть тьмы» на основе реального преступления одной семьи, которая, как сообщается в аннотации, «неловко пытается соблюсти видимость традиционных приличий, но при этом катастрофически разорвана изнутри»:

«Разрушительная забота, удушающая любовь, насильственная близость и тотальное отрицание собственной ответственности. «Нам не оставили выбора» – как бы объясняют свои поступки герои пьесы и «мы вынуждены нападать первыми», «отвоевывать свое счастье» любой ценой. Авторы спектакля находят современное звучание текста, обостряющее ключевой смысл произведения. Они задаются вопросом: как формируется лоскутное сознание, в котором человек застревает словно в лабиринте? И выстраивают из обыденной речи характерные музыкальные образы персонажей. Их пронизывают навязчивые соблазняющие голоса медиа, которые композитор Николай Попов превращает в народные песнопения. Ценности подменены и присвоены. Станет ли возможным покаяние в пространстве сценического мира? Станет ли возможным в реальности?»

Директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Фарида Исмагилова в интервью «Тара 360» отметила, что участие в фестивале «Сотоварищи» – это не только честь, но и большая ответственность.

«Постановка «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого будет идти на татарском языке. Мы представляем камерный спектакль, где зрители располагаются на сцене, буквально на расстоянии вытянутой руки от актеров, что создаёт особую атмосферу: нет никакой дистанции между нами и зрителем. Это не только сближает, но и обязывает нас быть предельно честными в каждом движении, взгляде, интонации», – рассказала руководитель альметьевского театра.

Но, по мнению Фариды Исмагиловой, поднятые в спектакле темы будут понятны зрителям без слов.

«Эмоции действительно накалены: как воспримет публика наш татарский язык, наш взгляд на произведение? Но мы уверены, что темы, поднятые в спектакле – темы нравственного выбора, совести и ответственности –  понятны без слов. Мы надеемся, что именно такая близость и искренность игры помогут нам найти отклик у зрителей Тары, города, где жил и творил большой актер Михаил Ульянов. Он мог воплотить любой образ. Мы как зрители и коллеги по творческому цеху ценим Мастера за неподдельную глубину и силу актёрской игры. Его творческий путь и наследие вдохновляют на бескомпромиссную честность и глубокое проживание каждого образа», — высказалась Фарида Багисовна.

В послужном списке спектакля спецприз «За развитие театрального языка» на XX фестивале театров малых городов России в Магнитогорске, звание лауреата республиканской театральной премии «Тантана» в номинации «Эксперимент» и попадание в Лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

На сцене Северной драмы спектакль «Дөм» («Власть тьмы») будет показан 22 ноября, театр из Альметьевска впервые примет участие в «Сотоварищах».

Напомним, что VI Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи» пройдёт в Таре 16-23 ноября. Ранее мы представили спектакли, которые привезут в наш город Омский ТЮЗ (ссылка на материал), «Пятый театр» (ссылка на материал), Тобольский драматический театр им.П.П. Ершова (ссылка на материал), Курганский театр драмы (ссылка на материал).

Подготовил Андрей Курников

Фото: Альметьевский татарский государственный драматический театр

В репертуаре Альметьевского татарского государственного драматического театра присутствует как классика татарской, русской и мировой драматургии, так и пьесы современных авторов. Театр, которому на днях исполнилось 80 лет, находится в городе Альметьевск (Татарстан). В городе проживает около 173 тысяч человек.

+4
- 0

новости тары и тарского прииртышья

Политика конфиденциальности

Настоящий документ «Политика конфиденциальности» (далее по тексту – «Политика») представляет собой правила использования Курниковым Андреем Владимировичем (далее – «мы» и/или «Администрация») данных интернет-пользователей (далее «вы» и/или «Пользователь»), собираемых с использованием сайта тара360.рф (далее – «Сайт»).

  1. Обрабатываемые данные

1.1. Мы не осуществляем сбор ваших персональных данных с использованием Сайта.

1.2. Все данные, собираемые на Сайте, предоставляются и принимаются в обезличенной форме (далее – «Обезличенные данные»).

1.3. Обезличенные данные включают следующие сведения, которые не позволяют вас идентифицировать:

1.3.1. Информацию, которую вы предоставляете о себе самостоятельно с использованием онлайн-форм и программных модулей Сайта, включая имя и номер телефона и/или адрес электронной почты.

1.3.2. Данные, которые передаются в обезличенном виде в автоматическом режиме в зависимости от настроек используемого вами программного обеспечения.

1.4. Администрация вправе устанавливать требования к составу Обезличенных данных Пользователя, которые собираются использованием Сайта.

1.5. Если определенная информация не помечена как обязательная, ее предоставление или раскрытие осуществляется Пользователем на свое усмотрение. Одновременно вы даете информированное согласие на доступ неограниченного круга лиц к таким данным. Указанные данные становится общедоступными с момента предоставления и/или раскрытия в иной форме.

1.6. Администрация не осуществляет проверку достоверности предоставляемых данных и наличия у Пользователя необходимого согласия на их обработку в соответствии с настоящей Политикой, полагая, что Пользователь действует добросовестно, осмотрительно и прилагает все необходимые усилия к поддержанию такой информации в актуальном состоянии и получению всех необходимых согласий на ее использование.

1.7. Вы осознаете и принимаете возможность использования на Сайте программного обеспечения третьих лиц, в результате чего такие лица могут получать и передавать указанные в п.1.3 данные в обезличенном виде.

1.8. Состав и условия сбора обезличенных данных с использованием программного обеспечения третьих лиц определяются непосредственно их правообладателями и могут включать:

  • данные браузера (тип, версия, cookie);
  • данные устройства и место его положения;
  • данные операционной системы (тип, версия, разрешение экрана);
  • данные запроса (время, источник перехода, IP-адрес).

1.9. Администрация не несет ответственность за порядок использования Обезличенных данных Пользователя третьими лицами.

  1. Цели обработки данных

2.1. Администрация использует данные в следующих целях:

2.1.1. Обработка поступающих запросов и связи с Пользователем;

2.1.2. Информационное обслуживание, включая рассылку рекламно-информационных материалов;

2.1.3. Проведение маркетинговых, статистических и иных исследований;

2.1.4. Таргетирование рекламных материалов на Сайте.

  1. Требования к защите данных

3.1. Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.

3.2. В отношении полученных данных сохраняется конфиденциальность, за исключением случаев, когда они сделаны Пользователем общедоступными, а также когда используемые на Сайте технологии и программное обеспечение третьих лиц либо настройки используемого Пользователем программного обеспечения предусматривают открытый обмен с данными лицами и/или иными участниками и пользователями сети Интернет.

3.3. В целях повышения качества работы Администрация вправе хранить лог-файлы о действиях, совершенных Пользователем в рамках использования Сайта в течение 1 (Одного) года.

  1. Передача данных

4.1. Администрация вправе передать данные третьим лицам в следующих случаях:

  • Пользователь выразил свое согласие на такие действия, включая случаи применения Пользователем настроек используемого программного обеспечения, не ограничивающих предоставление определенной информации;
  • Передача необходима в рамках использования Пользователем функциональных возможностей Сайта;
  • Передача требуется в соответствии с целями обработки данных;
  • В связи с передачей Сайта во владение, пользование или собственность такого третьего лица;
  • По запросу суда или иного уполномоченного государственного органа в рамках установленной законодательством процедуры;
  • Для защиты прав и законных интересов Администрации в связи с допущенными Пользователем нарушениями.

 

  1. Изменение Политики конфиденциальности

5.1. Настоящая Политика может быть изменена или прекращена Администрацией в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

5.2. Действующая редакция Политики находится на Сайте в сети Интернет по адресу тара360.рф

«Тара360» — информационный интернет-портал. В центре внимания «Тара360» новости, события и люди Тары, Тарского Прииртышья и севера Омской области.

Предложить новость или обратиться к нам по вопросам сотрудничества и рекламы можно через раздел «Обратная связь» либо через наши группы в соцсетях.
«Тара360» представлена в ВК, «Одноклассниках» и Телеграм.

При цитировании материалов «Тара 360» в интернет-источниках просим ставить ссылки на тара360.рф.

Редактор «Тара 360» — Андрей Курников